Казалось бы, в стране, которая долго жила под одним тоталитаризмом (коммунистическим, сталинским) и даже боролась с другим (нацистским, гитлеровским), это невозможно. Оказалось, что ничего невозможного нет, если кто-то стремится превратить население какой-либо территории либо в покорное мычащее от восторга быдло, либо в орущую от слепого обожания толпу, которую пообещали накормить. На шару, без труда, даже без особых усилий, а по принципу «по вере и воздастся»…
Действительность, увы, привычно превзошла самые паскудные ожидания и предположения. Пленочка свободы, покрывавшая жизнь не успевшего наесться вдоволь общества, оказалась тонкой, неустойчиво хрупкой и легко уязвимой. Как без труда сдираемая сусальная позолота на застывшей под ветром и солнцем рыхлой куче дерьма, из которой пытались слепить купола духовности с малиновым звоном, предвещающим новую жизнь…
Нет и не будет никакой «новой жизни», если к власти рвутся силы, вытворяющие такое!
Мне могут возразить те же юлефаны, что это кто-то из недоброжелателей кумирши или из изощренных врагов-провокаторов с дипломами политтехнологов так подставил «багиню». Она, бедная, «працюет» и не знает, как кто-то от ее имени подложил такую поганку под светлый образ.
Не верю! Если бы действовал враг, то опровержение должно было последовать немедленно. А так в этом решении Печерского суда Киева – вся суть, смысл и вожделенный итог «праци» Тимошенко. Предел мечтаний, получивший конкретное воплощение – никакой критики в адрес «нашей кыци»!
О чем это я? О том, что Печерский райсуд Киева запретил распространение любой недобросовестной рекламы о деятельности премьер-министра Юлии Тимошенко. Но как он это сделал! Цитирую на языке оригинала: «Заборонити… будь-яким фізичним та юридичним особам, незалежно від форми власності, розміщувати на біг-бордах, інших зовнішніх рекламних носіях, радіо та телебаченні, мережі Інтернет, в електронних ЗМІ будь-яку недобросовісну рекламу відносно діяльності Глави Уряду України – Голови політичної партії «Всеукраїнське об’єднання «Батьківщина» зокрема, рекламні ролики, що містять будь-яку недобросовісну рекламу відносно діяльності Глави Уряду України – Голови політичної партії «Всеукраїнське об'єднання «Батьківщина», а також будь-яку іншу недобросовісну соціальну рекламу та оприлюднювати її в будь-який спосіб до розгляду спору по суті».
Ключевые слова в этом малограмотном, вряд ли отвечающем канонам украинского языка судейском вердикте следующие – «запретить», «любым» «любую», «глава правительства» и, конечно же, «недобросовестная реклама». Это типичный словесный набор, которым власть в тоталитарном обществе пытается обезопасить себя от критики и запретить эту критику в свой адрес кому-либо. Под понятие «социальная недобросовестная реклама» легко подпадают не то что не понравившиеся слова, а косой взгляд исподлобья, учащенное дыхание при виде кумира, которое может быть истолковано как враждебность, и даже подозрение в том, что кто-то думает плохо о «вождессе». Главное – чтобы были свои ежовы и берии, гиммлеры и геббельсы с командами опричников, за кусок хлеба с маслом вне очереди следящие за порядком и орущие «слово и дело!» при виде врагов. Без готовых замарать руки чужой кровью холуев, затыкающих недовольные рты, тоталитаризм невозможен. И не так и важно, фанатики эти холуи или приспособленцы…
Второй признак вождизма, переходящего в тоталитаризм, – это обоснование запретительных мер: якобы во имя и для блага народа. Печерский суд так и пишет (опять же цитирую на языке «соловьином», «шевченковом»): «Обґрунтування такої заяви зводиться до того, що реклама носить антисоціальний характер, дискредитує Тимошенко в очах суспільства та може призвести до підсилення соціальної напруги та інших негативних явищ».
Все! Приплыли! Народ не должен возбуждаться, если ему будут говорить, что он плохо живет из-за того, что правительство и Тимошенко фигово «працюють». А ведь именно к этому нехитрому выводу пришли авторы ролика, который так возбудил тимошенковцев и вынудил их задействовать суд для запрета. В ролике, подготовленном по заказу оппозиционной Партии регионов («регионалы» это признали), люди разных профессий спрашивают: мол, почему нам так плохо живется? Уж не потому ли, что «вона працює»? Так, может, лучше, чтобы она отдохнула?..
Вот это предложение – «отдохнуть» – и вызвало бурную реакцию Тимошенко и ее клевретов.
Народный депутат Украины Анна Герман расценила решение суда относительно критики правительства крайне жестко, но правильно. «Как председатель парламентского Комитета по вопросам свободы слова и информации заявляю, что попытка через решение подконтрольных власти судов запретить критику правительства – это беспрецедентное наступление на свободу слова и возвращение цензуры в Украину», – сказала она.
Президент Фонда свободных журналистов имени Вячеслава Чорновила Дмитрий Понамарчук произнес и другие подходящие слова: «…Это мракобесие Средневековья… Суд решает, что нам, гражданам, нельзя критиковать власть вслух. Это хуже, чем цензура. Это инквизиция». И это – чистая правда, ребята. Осталось только ввести конкретную уголовную ответственность за критику действий власти, и цензура превратится в инквизицию. Одно плохо: сжигать опять будут медленно и мучительно, на хворосте и дровах – бензина к тому времени в стране стараниями нынешней власти либо вообще не будет, либо он будет так дорог, что «на всяких гадов» его тратить не будут. А может, они газовые камеры опять вернут к использованию…
А что? Это будет закономерный итог.
Я уже как-то писал, что в судьбе всех кандидатов в президенты на предстоящих выборах сыграют свою роль пять факторов, для использования или задействования которых они в той или иной степени имеют возможности. Это: а) деньги; б) админресурс; в) суды; г) СМИ; д) создание соответствующего психологического климата «или я, или никто». Вот вам и примерчик того, как можно задействовать все рычаги и все поделать для своей пользы. Ведь даже не все СМИ в Украине, для которых свобода слова, отсутствие цензуры должны быть питательной средой обитания, отреагировали на запретительный вердикт суда по просьбе власти. «Оранжевым» и «бело-сердечным» СМИ такой вердикт суда – в жилу и в кайф. Он дает им возможность и заработать, и убрать конкурентов…
Есть еще два обстоятельства, свидетельствующих о тоталитарности происходящего в Украине и рождении нового вождя с замашками палача сначала для мозга, а потом, не исключено, и тела. Во-первых, тоталитаризм – это последовательность. Во внедрении своих идей не должно быть лакун и сомневающихся граждан. Тоталитаризм – это контроль не только над действиями, но и над мыслями. И тимошенковцы это знают отлично и потому настойчиво и последовательно обрабатывают народ через СМИ, беря эти самые СМИ под свой контроль. Вспомните, как «бело-сердечные» давили на неугодный телеканал «Интер». Сначала пытались забрать его у неугодных собственников. «Бютовцы» в парламенте даже блокировали трибуну, требуя создать комиссию и расследовать обстоятельства гибели бывшего владельца «Интера» Игоря Плужникова. Сейчас они этого уже не требуют, ибо смогли договориться о лояльности с боссами телеканала, и те убрали всех неугодных журналистов и менеджеров.
Параллельно Тимошенко запрещала доступ медийщиков на заседания своего правительства, если министры рассматривали такие вопросы, которые, по мнению премьера, не нужно знать «неразумному народу». Потом «мозговые секьюрити» начали жестко контролировать вопросы, которые должны задавать «нашей кыце» на встречах со СМИ, а потом и вообще потребовали отсеивать «неблагонадежных» журналистов на всяких ток-шоу и пресс-конференциях с участием «багини». И вот вам полуконечный результат – судебное запрещение любой, повторяю, любой критики, которая может не понравиться Тимошенко. Следующий этап – вывоз неугодных в лес. Или массовая их посадка.
«Угодные» же даже после такого решения суда оперативненько заявили: ну и что, зато «черного пиара» не будет…
Во-вторых, тоталитаризм невозможен без патерналистского и в то же время цинично-пренебрежительного отношения вождя к «своему народу». Вождь, с одной стороны, хочет «накормить народ», а с другой – презирает людей, считает их материалом для конструирования своих схем и задумок. Вспомните знаменитое тимошенковское – «биомасса меня поддержит». В этом – квинтэссенция отношения к народу…
…И что самое удивительное – все это делается под визг о «розбудове демократии» на «пути в Европу». И при молчаливом равнодушно-созерцательном отношении этой самой Европы ко всему происходящему в Украине. На нее таки плюнули…