По сути, Президент Украины может не бояться наличия многочисленных противников (они компенсируются сторонниками). Опасность президентству проистекает от потенциального разочарования сторонников. Лишившись поддержки одной половины Украины, любой Президент может стать лёгкой добычей второй половины. Его просто вынудят уйти (без всяких потрясений). Ушёл же Кравчук, хоть в 1994 году революционная ситуация в сильнейшую оптику не наблюдалась.
Но если любой Президент только может стать лёгкой добычей оппонентов, то Янукович станет обязательно. Он для бывших «оранжевых» остался олицетворением мирового зла даже после того как они поняли, что выстояли на своём «майдане» власть для ничтожеств, вперемешку с обормотами. Признать свою ошибку – отречься от дней, которые они считают лучшими в своей жизни. Так старый большевик, в миг расстрела в подвале НКВД, продолжал славить партию и вождя.
Для них Ющенко будет плох, Тимошенко очень плоха, «люби друзи» — вообще мерзавцы, но Янукович всё равно будет хуже. Даже сегодня самое страшное обвинение, выдвигаемое сторонниками Ющенко в адрес Тимошенко – попытка договориться с Януковичем. В аналогичном (но более успешном) коллаборационизме обвиняют БЮТовцы «оранжевое» недоразумение из Хоружевки. Для «оранжевых» Янукович всегда будет если не более, то и не менее чужим, чем еврей для ССовца.
Не трудно понять, что потеря своих идеологических сторонников оставляет Януковича один на один непримиримыми врагами. Но это полбеды. Настоящая беда заключается в том, что в нынешних условиях нельзя ожидать не только быстрого реального улучшения уровня жизни большинства граждан Украины, но даже обычной стабилизации. И даже, если Николай Янович Азаров будет в десять раз чаще и в сто раз убедительнее рассказывать избирателям очевидные вещи:
что мировой финансово-экономический кризис не только никуда не ушёл и не собирается уходить, но и перерастает в системный;
что «оранжевые», за пять лет правления, фактически уничтожили базовые отрасли экономики, доведя страну до того, что она стала импортировать большую часть наименований даже сельскохозяйственной продукции;
что в последний год своего правления, работая в режиме президентской избирательной кампании, Юлия Тимошенко набрала немерянное количество кредитов под заоблачные проценты, плюс подписала кабальные обязательства перед МВФ, —
всё равно власть услышит в ответ, что «хватит валить всё на Юлю» и «сколько можно кивать на оранжевых». Можно, конечно, вспомнить, что на двадцатом году независимости оппоненты власти – украинские нацисты сами продолжают винить во всех бедах страны советскую власть, а также Екатерину и Петра Великих, но и это слабо поможет. Народу нужен хлеб.
Если хлеба нет – нужны зрелища. В наших условиях, это значит, что, не имея возможности выполнить экономические обещания, Президент должен опережающими темпами выполнять идеологические. Если Президент внесёт в парламент в качестве первоочередного закон о признании русского вторым государственным, там моментально найдётся не триста, а триста пятьдесят голосов «за». Я лично не представляю себе Балогу или Герман, уходящих в отставку в знак протеста или Мирошниченко, складывающего депутатский мандат.
Безусловно, нацисты немного покричат, попротестуют и что-нибудь там попикетируют. Но они за Януковича и не голосуют. Зато поддержка своих избирателей моментально возрастёт. Достаточно вспомнить, как упавший до уровня статистической погрешности рейтинг Ющенко взлетел до вполне приличных 17-18%, когда его сумели убедить подписать незаконный указ о роспуске парламента, а потом и вовсе двинуть внутренние войска на столицу. Тогда «оранжевые» не рассуждали о единстве страны и опасности гражданской войны (как сейчас), тогда они радовались, что их мямля наконец зубы показал. То же самое будет и сейчас, только ликовать будет другая сторона.
Президент и правительство рассчитывают, что им удастся продемонстрировать реальные результаты в экономике уже в 2012 году. Во-первых, если они ошибутся хотя бы на пол года – проиграют парламентские выборы и узнают почём фунт Тягныбока. Во-вторых, кредит доверия, скорее всего, закончится раньше и тогда его не восстановить никакими успехами. У Кучмы вторая пятилетка тоже была вполне экономически успешной, но ему уже никто не верил. Результат мы знаем.
С другой стороны, мероприятий по денацификации с лихвой хватит на всю президентскую каденцию. А если к успехам на идеологическом фронте рано или поздно добавятся ещё и экономические успехи, то Янукович может работать президентом, пока ему это не надоест – народ поддержит.
К сожалению, скандал с присуждением Шевченковской премии не к ночи будь помянутому роману Шкляра, нанёс серьёзный удар по идеологическим позициям Президента. Самое страшное, что общество хорошо осведомлено о том, кто лоббировал это решение, где этот человек работает и какую должность занимает. Ещё хуже то, что премию должен вручать лично президент. Это хуже, чем награждение Шухевича. Тот давно умер и ни ССовский мундир, ни звезду Героя Украины Ющенко ему лично не вручал. По факту, Януковича грубо подставили – он не может отменить решение комитета по премии – не демократично, а если вручит премию Шкляру, то часть своих сторонников потеряет навсегда, а часть очень сильно разочарует.
Ещё хуже то, что антифашисты уже собираются подать в суд на издательство, выпустившее роман. По ряду причин судиться, скорее всего, будут в Германии. Разница с украинскими судами в том, что здесь фашист, названный фашистом идёт в суд и требует доказать, что он фашист, в Германии же ему приходится доказывать, что он не фашист. Если вердикт европейского суда будет, мягко говоря, не очень благоприятным для украинского шевченковского лауреата, рикошетом это ударит и по Президенту.
О плане стратегического развёртывания русской армии на западной границе в 1812 году, накануне войны с Наполеоном, говорили: «Это план дурака или предателя». То же самое можно сказать о тех, кто втянул Президента в историю с романом Шкляра.
Единственный разумный выход для Януковича – заявить, что в дела писателей президент не вмешивается, но поскольку его взгляды и взгляды Шкляра несколько не совпадают, он не может вручить ему премию лично и поручает одному из своих сотрудников сделать это от его имени.
Но этот ход сыграет только в том случае, если он окажется первым шагом на пути разворота от химерной политики «объединения Украины» в одну большую Галичину (Ющенко уже дообъединялся), к ориентации на собственного избирателя, настойчиво требующего приступить к реальной денацификации Украины и к преодолению наследия Ющенко во всех сферах общественной и политической жизни.
Это исторический шанс Януковича и второго может не быть.