Слава Стецько нашла успокоение на родной земле на Байковом кладбище в Киеве. Чем занимается сейчас Лозовый, я точно не знаю, наверное, привычно адвокатствует. А с другой стороны, Украине и украинцам, мне в том числе, лучше было бы и не знать вообще, чем занимались Зварыч и Чумаченко-Ющенко на земле своих родителей. Чего стоит одна «больница будущего» для смертельно больных детей, деньги на которую были успешно собраны с миру по нитке (от бизнесменов типа Рината Ахметова по «нитке» весьма толстой, в несколько миллионов «зеленых») и разворованы или лежат мертвым грузом и прокручиваются на банковских счетах, что называется, «пид патронатом прэзыдэнта». Уже экс-прэзыдэнта – Виктора Ющенко, при котором не только широко развернулась его жена, но и ярким светом сияла также звезда министра юстиции Зварыча, у которого просто-напросто не оказалось даже диплома о высшем образовании, необходимого для занятия такой должности. Позор был страшный, но Ющенко же у нас был «оранжевым революционером», а значит, веровал, что и оранжевая революционная целесообразность выше здравого смысла, совести и порядочности…
Но не об этой двойке «Катерина – Роман» сейчас, накануне 20-летия независимости Украины, хочется говорить. Бог им судья! А может, если им не повезет, а стране улыбнется юридическая удача, то не только Всевышний, но и простой Родион Киреев какой-нибудь из обычного райсуда может оценить вклад этих доблестных «прэдставныкив дияспоры» в такую вот, с позволения сказать, «розбудову дэржавы».
Хочется поговорить об украинской диаспоре. И даже не так – не о тех 20 миллионах выходцев из Украины, которые в разные года покинули родную землю в поисках лучшей доли, а об их руководителях, которые присвоили себе право выступать от имени своих земляков, делать политические заявления, критиковать те или иные решения исторической Родины, давать рекомендации, как ей, бедной, и ее властям жить и рулить.
У меня лично к диаспоре, к украинцам, которые живут в западных странах, к детям тех украинцев, которые сами не забыли, откуда они родом, и детям не позволили забыть это, сейчас отношение, как бы это сказать помягче, смешанное. Оно сформировано из первоначального восхищения и последующего разочарования. Подчас горького разочарования (см. выше информацию о Катерине-Клэр и Зварыче).
Но восторг от диаспоры, повторяю, был. И вовсе не оттого, что благодаря диаспоре я, например, более 17 лет назад впервые попал в США и смог полюбить и эту страну, и ее жителей (не путать с политической элитой и правящим классом). За наивность, доходящую до глупости. За готовность защищать свои личные права любой ценой. За искреннюю веру в то, что их страна – наилучшая среди всего того дерьма, что ее окружает, а значит, может и должна диктовать ценности своего «америкен ворлда» всему остальному «ворлду». За отзывчивость в личных отношениях, которая вполне органично сочетается с черствостью, эгоизмом и прагматизмом деловых людей, которые не забывают об этом за стаканом виски и в постели…
И они в диаспоре действительно много сохранили. В первую очередь – культивировали веру в то, что Украина может быть независимой, о чем в ней самой уже и не верилось многим…
Перелет через Атлантику с годами стал чисто механическим перемещением. Но остался в памяти и в душе тот эмоционально разнообразный, почти щенячий восторг от первой встречи с американскими украинцами, которые, попав за океан от нищеты (первая волна эмиграции) или спасаясь от сталинщины или от преследований за коллаборационизм с гитлеровцами (вторая волна), в жесткой англоязычной среде сумели сохранить украинский язык, традиции исторической Родины, веру, культуру, бытовые ментальные привычки. Многие из тех американцев-украинцев даже запрещали своим детям жениться (выходить замуж) с неукраинцами (и не дай Боже, с русскими или поляками), чтобы сохранить первозданную породу и когда-нибудь вернутся на Родину чистыми хранителями и берегинями. И они в диаспоре действительно много сохранили. В первую очередь – культивировали веру в то, что Украина может быть независимой, о чем в ней самой уже и не верилось многим…
А потом Родина, Украина, обрела-таки независимость. В нее хлынули потоки возвращенцев, и сейчас, памятуя их «подвиги» в заново обретенной Родине, уже можно сказать, что лучше бы этого и не было. Любовь издалека и любовь непосредственная оказались совершенно разными. Любовная лодка, как говаривал поэт, и в этом случае разбилась о быт. Духовные чувства не выдержали испытание практикой. У возвратившихся гостей появились и проявились откровенно хозяйские спесь, менторство, высокомерие, демонстрация превосходства «чистых» перед «нечистыми». Украинцев, живущих в Украине, фактически обвинили в том, что они «занапастылы краину» (завели все напасти, уродующие страну): забыли украинский язык в угоду русскому, национальную гордость заменили интернациональным, а значит, неукраинским раболепием, разучились работать на себя, не способны и шагу ступить без Москвы и т.д. и т. п.
Украинцы-автохтоны сначала комплексовали из-за своей «вторичности неукраинской» и переживали, а потом вспомнили, что это они живут на этой земле и сохранили ее такой, как она есть. Да, она не совершенная, да, бедная, да убогая, но она ЕСТЬ! И украинцев, в ней живущих, большинство. И предки всех, в том числе и уехавших, покоятся тут под вербами и калинами…
И в ответку диаспорянам у «автохтонов» появились здоровое, замешанное на чувстве юмора и злости неприятие и гостей, и того, что они привезли с собой. Особенно когда стало очевидно, что диаспоряне говорят одно, думают другое, а делают третье, четвертое, пятое и т. д., и слова расходятся с мыслями и делами, как в море корабли. Что диаспору нередко начали использовать недруги и друзья новой Украины в своих геополитических целях – для давления на нее, для выбивания из ее властей нужных не ей решений, для противостояния с теми, на кого укажут. А указывали, говорили «фас» прежде всего, например, в отношении России. В отношении всего прошлого, связанного с этой страной…
И разлом между «автохтонами» и диаспорянами становился все глубже, когда, на мой взгляд, все очевиднее становились два главных принципа общения диаспоры со своей исторической Родиной и ее населением. Во-первых, дисаспоряне нахально и в одностороннем порядке, на правах «более умных», монополизировали право определять, что в этой жизни правильно, а что неправильно. Что демократично, а что авторитарно. Что идет на пользу Украине, а что ей вредит. Что нужно любить украинцам, а от чего должно нос воротить. Какие герои правильные, а какие – «оккупанты».
Диаспору нередко начали использовать недруги и друзья новой Украины в своих геополитических целях – для давления на нее, для выбивания из ее властей нужных не ей решений, для противостояния с теми, на кого укажут
Во-вторых, они начали применять эту «избирательную любовь» на практике, жестко сортируя и простых украинцев, и украинских современных политиков и руководителей по понятным только им категориям. Более того, диаспора стала весомым и заметным рычагом давления на Украину именно по этому принципу. Диаспоре заказывали «демократию» в Украине, и диаспоряне выступали в Украине не просто миссионерами, а активными «конкистадорами»-участниками. Не крест шел впереди завоеваний, а завоеватели несли этот крест в своих руках и лупили им по головам несогласных…
И тут я даже не буду повторять старые идеологические информационные клише о том, что диаспорские организации политической направленности из стран бывшего СССР всегда содержались на деньги чужих, во всяком случае, всегда неукраинских, спецслужб. Это общее место в любой дискуссии, аксиома. Не мое это дело – разбираться в финансах «привозной демократии». Но пример все же приведу.
Есть такая организация – Всемирный конгресс украинцев (ВКУ). Раньше, до провозглашения Украиной независимости, он назывался «конгрессом вольных (свободных) украинцев» и возник в 60-ых годах прошлого века для решения очень важных задач диаспоры. Вот они, эти задачи:
– представлять интересы украинских диаспор со всего мира;
– сохранять национальную украинскую идентичность, духовность, язык, культуру украинцев;
– координировать деятельность украинских организаций-членов ВКУ по направлениям деятельности, определенным конгрессом;
– мобилизовать общественное мнение сограждан в странах проживания украинцев для усиления благосклонного отношения к Украине и ее государственной, духовной и экономической перестройке;
– защищать права украинцев (независимо от места проживания) в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека.
Задачи не просто правильные. Они вечные, как вечны, надеюсь, и украинцы. Но решать их можно по-разному. Словом и делом. Языком и руками. Вот и получается, что украинцы, живущие в Украине, решают их делом – строят что-то, ошибаются, откатываются назад, снова ищут оптимальные пути улучшения собственной жизни, но что-то делают практически. И выбор-то у них невелик: либо построить нормальную жизнь дома, либо свалить из этого дома в поисках лучшей доли где-то.
Украинцы-диаспоряне же в основном, увы, работают языком. Причем языком нередко не своим, а четко проплаченным и ориентированным. И, увы, не оправдались надежды тех, кто думал, что теперь, с обретением независимости, все, кто так клялся в вечной любви к Родине предков, вернутся в нее и начнут строить ее по-новому. На тех принципах, которые знакомы им не понаслышке и к которым так трудно оказалось привыкать автохтонным неофитам-рыночникам, неофитам-реформаторам и неофитам-демократам.
И, увы, не оправдались надежды тех, кто думал, что теперь, с обретением независимости, все, кто так клялся в вечно любви к Родине предков, вернутся в нее и начнут строить ее по-новому
А я ведь видел таких представителей диаспор, которые вынуждены были покинуть свои родины, строившие социализм, но вернулись домой, как только дома начались капиталистические стройки. Видел, но… в Словакии, Чехии и Венгрии, откуда бежали в соседние капстраны все те, кто проиграл при попытках установить «весны» 1959 и 1968 годов и построить «социализм с человеческим лицом» в своих странах. При СССР у них не получилось, они были утоплены в крови. Но как только «старший брат» рухнул, а Словакия и Чехия вкупе с Венгрией типа «выбрали свободу», тамошние невольные диаспоряне вернулись, чтобы поработать дома. И помочь сделать эту свободу необратимой и правильной. В Украине, повторяю, я знаю таковых всего лишь четверых. И гордиться таким знакомством особого повода нет. И не только у меня. У Украины – тоже…
И к чему я это все говорю? К тому, что апогеем вмешательства во внутренние дела Украины по принципам «правильной избирательной демократии» и «избирательной любви» при помощи диаспоры и под ее одобрительный пропагандистский вой-сопровождение стала так называемая «оранжевая революция» 2004 года. Тогда удалось привести к власти в Украине тех, на кого диаспора не просто молилась, но и за кого ее заокеанское руководство получало одобрительное похлопывание по плечам в местах, где ему по-прежнему отстегивают «зеленое кое-что».
Сокрушительный провал «оранжевых» и всевозможных производных от них «цветных», беды и разрушения, которые они принесли стране, увы, никого и ничему не научили. Ни в Украине, ни за ее пределами и тех, кто пытается по-прежнему учить ее жить. Сейчас мы наблюдаем попытку «эрзац-Майдана-бис» с реанимацией политика, которого избрали в качестве «толкача избирательной демократии» и рычага давления на законную украинскую власть. По нелепой случайности или в силу закономерности этим политиком является «мотор Майдана-2004» Юлия Тимошенко.
Сейчас в мире при содействии и помощи диаспоры опять развернуто беспрецедентное давление на Украину. Звучат даже необольшевистские требования «поражения собственного правительства» если это приедет к власти нужных людей. Есть призывы ввергнуть страну в международную изоляцию и прекратить всяческие контакты с ней, пока в ней не сменится власть и к рулю не придет все та же Тимошенко. Причем не демократическим путем власть сменится и оппозиционерка станет у кормила государства, а «революционным», майданным. Как в 2004-м…
Конечно, сейчас можно говорить, что Украина, обретя независимость, мало внимания уделяла своим диаспорам. Мало обращала их в свою веру, знакомила с реалиями, предлагала сообща решать возникающие проблемы. Но и говорить, что совсем уж была равнодушна к диаспоре, тоже нельзя. В частности, начиная с 1992 года, в Украине проводятся Всемирные форумы украинцев, создан Украинский всемирный координационный совет (УВКС), призванный координировать мировое украинство и помогать ему решать свои проблемы далеко от исторической Родины.
Сейчас мы наблюдаем попытку «эрзац-Майдана-бис» с реанимацией политика, которого избрали в качестве «толкача избирательной демократии» и рычага давления на законную украинскую власть
Но денег выделялось мало, Украина не заимела даже официального президентского или правительственно представителя по работе с диаспорянами, чтобы информация о возникающих проблемах шла во власть прямиком и регулярно, а не от случая к случаю, и процесс координации мирового украинства шел ни шатко, ни валко. А само сотрудничество с диаспорой стало уделом тех политических сил в Украине, которые переняли у диаспоры ее описанный выше «мессианский» настрой и присвоили себе монопольное право «демократов» и «борцов за украинскую Украину». Украинские национал-демократы, как и политически ангажированные диаспоряне, претендуют на то, чтобы монопольно определять правильность или неправильность развития страны, ее внешний и внутренний курсы движения и т. д. И все, что им не подходит, объявлять «неукраинским»…
И вполне понятно, что Тимошенко у них, как и у диаспоры, стала «кумиром на все времена». Временным, правда, но все же…
Сейчас вот в Киеве проходит уже пятый по счету Всемирный форум украинцев, посвященный 20-летию провозглашения независимости Украины. Но и его попытались превратить в «битву за Тимошенко» и в полигон оголтелой критики власти и всего, что та делает. А предваряя это событие, диаспора по всему миру, где ей это удалось (в США, Канаде, Австралии), провела акции в поддержку «оппозиционерки» Тимошенко и призвали власти в Киеве не судить ее за уголовные преступления, а отпустить с миром.
То есть получилось, что «избирательную юстицию» в которой диаспора обвинила официальный Киев, она призвала побороть «избирательной демократией». А это, как минимум, пахнет двойными стандартами…
А на V Форуме опять плакались о том, как плохо живет Украина и как непросто живется в ней самой украинцам. Опять звучали вопросы, «дождемся ли мы своего Вашингтона и когда»? Опять продолжилось губительное фехтование на крестах, рушниках, Конституциях, законах. Все опять искали виноватых и мессий. И пересказывать или комментировать содержимое подобной предпраздничной «дискуссии» – это вызвать рвотные позывы…
…А мой старый и умный друг, одесский поэт и драматург Александр Бейдерман, пишущий на русском и украинском языках и на полузабытом идише, уже давно, на мой непросвещенный взгляд, решил проблему поиска «мессии, спасающего нэньку». В стихе:
З цим хлопцем не страшно й не сумно,
Душа і долоні міцні.
Всі знають, який він розумний,
І погляд у нього ясний.
Язик в нього гострій, як бритва,
Хода непохитна й пряма.
Такий він – не зрадить у битві!
…Жаль, хлопця такого нема…
…И что? А ничего – поиски «такого хлопця» продолжаются…