Бюджет: «распил» воздушного замка

Лето в разгаре, депутаты – кто в СИЗО, кто на каникулы. Понятное дело, перед отпуском надо принять изменения в бюджет. Его изюминка – распределение 11 млрд. грн. от спецконфискации. Это те самые виртуальные «деньги Януковича», которые существуют только на бумаге, кипрские оффшоры за них судятся, но Минфин с депутатами великодушно пожертвовали их на армию и сельские дороги. Воображаю, какие у нас будут «хуторские автобаны» и «серебряные пули» после этого. Тоже, разумеется, виртуальные…

Такая суета вокруг изменения бюджета. Столько обстоятельных публикаций на тему, кому сколько подкинули на округа, каким министерствам добавили, у каких убавили, как голосовали фракции и отдельные депутаты. И никто не задается вопросом: а что это за волшебные 40 млрд. грн., на которые вдруг выросли доходы страны? “Версии” уже писали, что это “роскошное перевыполнение плана” произошло главным образом благодаря животворящей инфляции, поступлениям от единого социального взноса (вследствие повышения минимальной зарплаты) и росту цен. В том числе и на нефтепродукты.

Например, МЭРТ повысил прогноз цены нефти марки Brent до $53, что в свою очередь послужило основанием для увеличения прогноза по налоговым поступлениям в бюджет. Отчего, например, перевыполнение бюджета от импортного НДС составило аж 17,6 млрд.

Платье голого короля

Но это не самая яркая изюминка на бюджетном торте. Вторая после НДС крупная цифра, появившаяся в перечне внезапных доходов – 11 млрд. грн. “денег Януковича”. Кстати, сразу возникает вопрос: почему только 11 млрд. грн.? Где зажали остальные 28 млрд. грн., которые получаются естественным умножением $1,5 млрд. на курс 26 грн./$?!

История с конфискацией $1,5 млрд. Януковича – это, наверное, самая блестящая сценическая интерпретация сказки Андерсена про голого короля. Я все жду, найдется ли смельчак, который скажет, что $1,5 млрд. – это то самое “платье”, в котором обманутый король гулял перед народом голышом.

Ведь денег как таковых не существует. Есть некие государственные облигации и специальный счет, на который от них поступали проценты. И счет, и облигации еще в 2014 году обнаружила глава Минфина Наталья Яресько, когда рылась в документах накануне переговоров о реструктуризации $15-миллиардного внешнего долга. Вы эту историю наверняка помните

Ведь денег как таковых не существует. Есть некие государственные облигации и специальный счет, на который от них поступали проценты. И счет, и облигации еще в 2014 году обнаружила глава Минфина Наталья Яресько, когда рылась в документах накануне переговоров о реструктуризации $15-миллиардного внешнего долга. Вы эту историю наверняка помните.

Уже тогда Минфин носил эти облигации, как воду в решете, по всем совещаниям с иностранными экспертами, и все они в один голос заявляли: превратить облигации в доходы бюджета нереально; надо просто, чтобы государство само себе списало этот долг и не платило проценты.

Но так же неинтересно!

Поэтому после двух лет поиска “удобной позы для соития” было принято решение Краматорского горсуда от 28 марта 2017 года, которым некий гражданин Кашкин, признав себя виновным непонятно в чем, передал государству виртуальные $1,5 млрд. “беглого диктатора”, не имея к ним никакого реального отношения.

19 апреля Кабмин распределил эти виртуальные средства между одиннадцатью ведомствами, включая Министерство аграрной политики, Вооруженные силы, Нацгвардию и СБУ. Короче говоря, всем отрезали по кусочку “нового платья” голого короля.

Спустя две недели – 3 мая несуществующие деньги были зачислены на счета Госказначейства, а то ли $200 млн., то ли $300 млн. начисленных процентов по облигациям вернулись обратно государству, точнее, Министерству финансов, для “укрепления банковской системы страны”.

В финале спектакля блеф и вовсе превратился в абсурд: на уже конфискованные и зачисленные на казначейские счета виртуальные деньги нашлись желающие. Семь кипрских оффшоров заявили, что они хозяева облигаций, и 12-17 мая обжаловали конфискацию $1,5 млрд. в Апелляционном суде Донецкой области. О чем прессе тогда же сообщил их адвокат Дмитрий Щербина.

Не сомневаюсь, что Минфин и Госказначейство прекрасно об этом знали. Но это не помешало им “нафаршировать” изменения бюджета виртуальным “конфискатом”. А спешащие в отпуск депутаты идею поддержали.

В итоге (цитирую новости) за счет “денег Януковича” было увеличено финансирование на администрацию пограничной службы (+0,4 млрд. грн.), Нацполицию (+1 млрд. грн.), Минобороны (+4 млрд. грн.), здравоохранение и дороги в сельской местности. И не надо удивляться, если солдаты снова пожалуются на несъедобный сухпай. Все логично: какие деньги, такие и харчи. Если деньги виртуальные, то и все остальное – это одежка голого короля.

Если тщательнее покопаться в заявленных источниках “перевыполнения”, то виртуального бабла найдется немеряно. И дело не только в том, что цены на импорт повысились выше ожидаемого и нефть подорожала. Взять тот же упомянутый раньше НДС, так же возникшие ни с того, ни с сего “переплаты бизнеса по налогам”

Лихорадка переплаты и “ненакормленная” Гонтарева

Вообще, если тщательнее покопаться в заявленных источниках “перевыполнения”, то виртуального бабла найдется немеряно. И дело не только в том, что цены на импорт повысились выше ожидаемого и нефть подорожала. Взять тот же упомянутый раньше НДС, так же возникшие ни с того, ни с сего “переплаты бизнеса по налогам”.

Известный экономист Александр Охрименко считает, что “перевыполнение государственного бюджета стало возможно благодаря тому, что НДС с бизнеса собирается, а процесс его возмещения практически не происходит. В результате чего и удалось получить профицит доходной части госбюджета”.

Слова Охрименко полностью подтверждаются суетой вокруг долга по возмещению НДС. Еще до голосования по бюджету появилась информация, что “Государственная фискальная служба вместе с Министерством финансов Украины прорабатывает механизм возврата переплат, а также долга по НДС”.

В своем интервью и. о. руководителя ГФС Мирослав Продан признал, что по состоянию на 1 июня 2017 года сумма долга государства за переплаты перед предприятиями составила 17,3 млрд. грн. То есть почти столько же, сколько насчитали от “сверхпланового НДС”. Что само по себе уже любопытное совпадение.

“Около 12 млрд. грн. приходится на более 200 крупных плательщиков. Еще свыше 4,5 млрд. грн. – это обязательства перед около 12 тыс. плательщиков. Если единовременно выделить эти 4 млрд. грн., то проблема фактически будет снята, как массовая”, – заявил Мирослав Продан.

При этом он отметил, что “действующим бюджетным планом не предусмотрено отдельного ресурса для возврата излишне уплаченных платежей по прибыли”. И предложил вернуть долги по переплатам за счет средств от спецконфискации все тех же виртуальных денег Януковича.

Налоговиков можно понять. Их задача – как можно больше собрать налогов и как можно меньше вернуть НДС и переплат. Под это дело с 1 июля начала работать “Система автоматического блокирования накладных НДС с признаками фиктивности”. Это такое программное обеспечение, которое якобы само анализирует налоговые накладные на соответствие критериям риска, и в случае соответствия блокирует их регистрацию. Бизнес уже воет по этому поводу.

Итак, что имеем в сухом остатке? Во-первых, правительство закрыло дыру с субсидиями на 14 млрд. грн., очень всех тревожившую. Во-вторых, виртуальные деньги Януковича засунуты в бюджет и розданы силовикам. Поэтому судящимся за них кипрским оффшорам придется иметь дело с юристами Нацгвардии, Минобороны и полиции. Задача для киприотов усложняется

Но вернемся к теме возмещения НДС. Как все понимают, крупный бизнес не согласился на виртуальные “деньги Януковича”. Отчего все они достались армии, селу и дорогам. А вот вокруг реальных денег возникла опять-таки реальная грызня между парламентскими группами по интересам.

Бюджетный комитет и лично его глава Нина Южанина предложили погасить 4,6 млрд. грн. невозмещенного НДС путем выпуска давно забытых НДС-облигаций. Кабмин был против, но пропрезидентская фракция БПП идею НДС-облигаций поддержала.

Тайное вскоре стало явным. Как написало издание “Реалист”, “пикантность момента заключается в том, что в кулуарах Рады весь день ходили разговоры, что в “схеме” могла быть заинтересована… компания ICU (бывшая компания находящейся в отпуске главы НБУ Валерии Гонтаревой, – автор), которая, по версии депутатов, выкупила бы НДС-облигации у предприятий за полцены уже до конца года, что в итоге могло бы принести около 2 млрд. грн. прибыли”.

Но Гонтаревой в этот раз не повезло. Правительство, возражавшее против НДС-облигаций (действительно, какой интерес Владимиру Гройсману “кормить” бизнес Валерии Гонтаревой, – автор), сумело собрать голоса в свою поддержку.

Журналисты обращают внимание, что за бюджет “на грани фола” проголосовали 226 народных избранников, разбросанных по фракциям. И снова за разгадкой далеко ходить не надо. Достаточно посмотреть, на список “счастливчиков”, которым в случае утверждения НДС-облигаций достались бы “ценные бумажки с дисконтом от Гонтаревой”.

Пишут, что среди тех, кому государство задолжало возмещение НДС, Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича, "ИСД", "АрселорМиттал Кривой Рог", "Полтавский ГОК", "Кернел-Трейд", ДП "Сантрейд" и т.д. Вопросы есть? Вопросов нет.

Вместо эпилога

Итак, что имеем в сухом остатке? Во-первых, правительство закрыло дыру с субсидиями на 14 млрд. грн., очень всех тревожившую. Во-вторых, виртуальные деньги Януковича засунуты в бюджет и розданы силовикам. Поэтому судящимся за них кипрским оффшорам придется иметь дело с юристами Нацгвардии, Минобороны и полиции. Задача для киприотов усложняется. В-третьих, Гройсман сумел собрать вокруг себя ситуативное большинство, объединенное темой бабла. В данном случае – возмещения НДС.

Но за кадром бюджетного спектакля по непонятной причине осталась еще одна серьезная проблема. Как отмечают обозреватели, в прошлом году депутаты согласились с предложением Минфина увеличить госдолг в связи с докапитализацией “Приватбанка” на 107 млрд. грн. Однако с тех пор “Приват” был докапитализирован еще на 38,5 млрд. грн., и сумма расходов на обслуживание всех этих бумаг в бюджете не заложена.

Может, кто-то надеется погасить разрыв за счет еще не оприходованных денег Януковича? СМИ отмечают, что полная версия материального урона, нанесенного сбежавшим “диктатором” неньке Украине, – это 1 трлн. 800 млрд. 352 млн. грн. Да, именно так: 1 трлн. 800 млрд. 352 млн. грн., что по официальному курсу НБУ составляет $69 млрд. 244 млн. Эту сумму назвали 29 июня на заседании Оболонского суда столицы по делу о госизмене Виктора Януковича.

Поэтому, дорогие друзья, можно не волноваться: виртуального строительного материала для воздушных бюджетных замков у нас еще предостаточно!

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам