Игры шакалов-2: хлам не покупают даже очень дешево

Только недавно мы писали, что в воздухе запахло аферой с участием Нацбанка и ФГВФЛ. Никто не купил залоги обанкротившихся банков по кредитам рефинансирования НБУ на торгах в США. Надеялись, что купят на Prozorro. Если продавать по системе голландского аукциона, когда цена не повышается, а снижается. Вчера провели первый такой аукцион. Но даже почти даром никто ничего не купил.

Как сообщил FinClub, Фонд гарантирования вкладов физических лиц выставил на продажу два лота. Первый лот состоял из права требования по кредитному договору обанкротившегося «Эрдэ Банка» с юрлицом. Второй “оптовый вариант”: права требования по 12 кредитам физлиц и по 58 кредитам юрлиц, а также имущество и ценные бумаги самого банка. Первый лот начали продавать с 35,7 млн. грн., закончили на цифре 7,5 млн. грн. Второй стоил 28,3 млн. грн. Не купили даже за 5,95 млн. грн.

Сразу замечу, что это активы банка, которыми распоряжается ФГВФЛ. Мы писали о более крутых распродажах – это имущество банков-банкротов, которое они, пока были живы, закладывали в Нацбанк при получении кредитов рефинансирования. А потом кредиты не вернули и оказались в числе “клиентов” ФГВФЛ.

Короче, как говорил один мой одноклассник, “те же яйца – только в профиль”. Не важно, какими путями залоги добирались до “склада” ФГВФЛ – напрямую или через Нацбанк. Факт в том, что они там оказались, их не могут продать – ни в Америке, ни у нас. Никто не хочет купить немного геморроя и потом с ним возиться. А жаль. У нас этого “гуталину” – вся финансовая система страны.

Например, среди того, что не купили вчера, были права требования по кредитам, где залогом являлись автомобили Toyota Camry 2007 года, Renault Logan, Chevrolet NIVA 21230-55L 2011 года, Infinity FX 45 2003 года, жилые и нежилые помещения, земельные участки, автомобили, имущественные права, а также дрожжи, мука, арахис, салфетки, туалетная бумага, мыло, ватные куртки, рабочие костюмы и халаты, медпрепараты, зерно, дизтопливо, продукты питания, пр.

Странно, что толпа желающих не обвалила электронную систему Prozorro. Или где там продавали методом пошагового удешевления всю эту роскошь? Причем на торг были выставлены не сами Infinity FX 45 2003 года или салфетки, оформленные в качестве залога лет 10 назад, а право погоняться за должником, найти его, притащить в суд (или зажать в темном углу) и вытрясти те самые салфетки. Или силой забрать медпрепараты, которые, не сомневаюсь, уже давно просрочены.

Мне вот просто интересно, когда Валерия Гонтарева запускала свою “машину банковской смерти” по очистке рынка, она думала, куда Фонд гарантирования вкладов денет все то имущество, которое свалится на его голову? Или существовала иллюзия, что большую часть активов удастся продать?

Понятно, что это была проба пера. После того, как (мы об этом писали) “Фонд гарантирования вкладов физлиц и Национальный банк заявили, что отказываются от услуг американских торговых площадок FFN и DebtX, которые в течение последнего года занимались продажей активов банков-банкротов” и… ничего не продали. Хотя сделали вид, что очень стараются, и за каждый шаг брали достойно высокую оплату.

К американцам мы обратились не по доброй воле, а потому что так хотел Международный валютный фонд. Требование о продаже проблемных активов неплатежеспособных банков, находящихся в залоге НБУ, на международных площадках было заложено в обновленный Меморандум с МВФ, подписанный в марте 2017 года.

Нацбанк и ФГВФЛ изобразили послушание перед МВФ. Выполнили все процедурные требования. Заплатили кучу бабла американским помощникам. А потом в наигранном смущении умыли руки – дескать, неудачливые мы, “крокодил не ловится, не растет кокос”. Никто не желает покупать наши прекрасные магазины "Сильпо" и "Вопак", торговые центры (например, часть "Арена Сити"), санатории и гостиницы. И даже гостиницу Royal Grand Hotel на ул. Богдана Хмельницкого в Киеве.

Подумаешь, в центре Киева иногда стреляют и кого-то взрывают, на дорожных переездах убивают истинных чеченских патриотов одесского производства (земля пухом Окуевой), и с коррупцией мы еще не разделались окончательно. Так сказать, “вновь продолжается бой”. Все равно непонятно, почему никому не интересно побегать за хозяином Chevrolet NIVA 21230-55L 2011 года, чтобы отобрать эту раритетную модель в счет погашения вклада в разорившемся банке. Или разоренном. Это как смотреть.

Мне вот просто интересно, когда Валерия Гонтарева запускала свою “машину банковской смерти” по очистке рынка, она думала, куда Фонд гарантирования вкладов денет все то имущество, которое свалится на его голову? Или существовала иллюзия, что большую часть активов удастся продать?

А пока не продали, осуществлялось практически прямое финансирование ФГВФЛ по принципу “з лану до столу”, т.е. с печатного станка – на счет Фонда. И таким образом десятков, а то и сотен миллиардов (!) гривен.

Я, честно говоря, уже и подсчитать не могу все вливания. В 2015 году (самом активном по закрытию банков и выплатам компенсаций вкладчикам) на капитализацию банков и финансирование ФГВФЛ направили 139 млрд. грн., потом было еще 55 млрд. грн. и “плюс 20 млрд. грн.”.

В общем, “дотации” росли как снежный ком. А доходы от реализации активов все время падали. Потому что в муке заводились паразиты, а ватные куртки – звучит как-то нехорошо. И в итоге мы пришли к тому, что изящно называется “запуском систему продажи активов по принципам голландских аукционов”. Короче, кто даст меньше – тот и выиграл.

Отличная идея. И какая своевременная, я бы сказал. Мы уже выполнили “домашнее задание” МВФ: попробовали продавать наше залоговое богатство в США. Ничего не вышло. Вернулись домой. Пришли к выводу, что надо снижать цену до “плинтуса”. Провели “пилотные торги” с арахисом и ватными куртками. Ощутили тенденцию – что даже за 20% ничего не покупают. И теперь можно переходить к следующему этапу.

Вы понимаете, о чем идет речь? Эти бедняги из ФГВФЛ не могут справиться с ватными куртками отдельно взятого кредита. У них в “морге” 90 закрытых Гонтаревой банков, которые надо распотрошить и хоть что-то продать, дабы рассчитаться с вкладчиками. Нацбанк мечтает сбыть добро, которое ему перепало по кредитам рефинансирования, включая и нашумевшие активы “Приватбанка”

Выбрать что-нибудь поинтересней. Скажем, Национальный банк давно мечтает продать какие-то непрофильные активы теперь уже государственного “Приватбанка”. Например, курорт "Буковель", самолеты авиакомпании "Международные авиалинии Украины" и что-то в таком роде.

Прежние собственники “Приватбанка” успешно атакуют Нацбанк в судах – отечественных и международных. Игра в “морской бой” указывает на их явное преимущество. Но судебная волокита – дело затяжное. И пока последний крейсер на гипотетической доске Нацбанка будет потоплен, известный горнолыжный курорт может стать лотом на голландском аукционе Prozorro. Жаль, “прохожим” нельзя поучаствовать. Я бы гривен за 300 купил. Ну, раз игра на понижение, то будем понижать, господа.

Представляю, какую широкую гамму чувств испытывают бывшие владельцы “Привата”, которые поддались на уговоры Гонтаревой и сами запихнули эти активы в банк при докапитализации.

Причем, что интересно, когда зашел разговор о “дармовых распродажах” замглавы НБУ Екатерина Рожкова заявила: "В «Приватбанке» нечего продавать, давайте оставим его за скобками. Его можно кому-то подарить с доплатой". Хотя перед этим Валерия Гонтарева очень хвалила принятые на баланс банка самолеты авиакомпании МАУ и горнолыжный курорт "Буковель". Ну-ну.

Впрочем, проблема сбыта заложенного имущества обанкротившихся банков – это только половина проблемы. Видимая часть айсберга. Ситуация уже паршивее, чем вы думаете. У банков, которые, к счастью, еще не собираются на “кладбище”, просроченных и безнадежных кредитов тоже громадье.

По данным сайта Минфина, “в украинской банковской системе к началу сентября 2017 года накопился почти 1 трлн. грн. невозвратных кредитов. Более трети – 356 млрд. грн. – приходится на 4 государственных банка: “Приватбанк”, “Ощадбанк”, “Укрэксимбанк” и “Укргазбанк”. Что делать с этой громадой, власти не знают – окончательного плана до сих пор нет. Все сходятся только в одном – проблема разрослась до угрожающих масштабов и решать ее необходимо”, – отмечает издание.

Один из возможных сценариев – передать все невозвращенные кредиты вместе с залогами по ним в Фонд гарантирования вкладов, чтобы тот продавал их через Prozzoro, вместе с залогами обанкротившихся банков, включая и залоги, которые находятся в НБУ.

Вы понимаете, о чем идет речь? Эти бедняги из ФГВФЛ не могут справиться с ватными куртками отдельно взятого кредита. У них в “морге” 90 закрытых Гонтаревой банков, которые надо распотрошить и хоть что-то продать, дабы рассчитаться с вкладчиками. Нацбанк мечтает сбыть добро, которое ему перепало по кредитам рефинансирования, включая и нашумевшие активы “Приватбанка”. Что само собой означает – в цирке начинается “экстрим-программа”. В дополнение ко всему этому – еще и триллион просроченных кредитов. Ну, пусть даже треть от этой суммы.

Чего-то ржу… Понимаю, что это не аналитично, но мне глубоко смешно. Согласен с коллегами в выводах, что “пока Фонд не справляется даже с продажей активов банков-банкротов”, и свалить на него еще и все негодные кредиты, значит “проститься с надеждой хоть как-то решить эту проблему”.

С другой стороны, а кто сказал, что мы в принципе собираемся решать какие-то проблемы? Будь то в банковской сфере или производственной, инвестиционной или инфрастуктурной. Вся страна завалена неликвидным хламом, который никто не покупает даже за 20% стоимости, на переездах и перекрестках стреляют, долги отдают только трусы. Это краткое резюме текущей экономической ситуации…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам