«Нефтегазу» понравилось судиться. Не «Газпром», так Гройсман…

Ух ты как понравилось ребятишкам из «Нефтегаза» получать премии за выигранные судебные дела. Не успели они «доесть» $46 млн. за удовлетворенный Стокгольмским арбитражем иск к «Газпрому», как решили слупить с Кабмина 6,6 млрд. грн – возмещения убытков от моратория цены на газ. Ну, чтобы как-то «перетоптаться» до нового иска к «Газпрому» уже на $12 млрд. Интересно, а если у Кабмина суд выиграют, Коболев свой процент тоже маме в Америку отправит? Или ей там гривны не нужны?

Вот как должен поступать правильный маменькин сынок. На вопрос журналиста, что вы сделали с премией в $7,9 млн., глава правления ГАК “Нефтегаз” Андрей Коболев прямо ответил: “Я перевел деньги маме в Америку. Она там живет с 2006-го или 2008 года, больше 10 лет – точно”.

И аргументация логичная. Говорит, “если я проиграю апелляцию в 8 млрд. грн против меня (Государственная фискальная служба в марте оштрафовала Коболева на 8,3 млрд. грн за нарушение таможенных правил, – автор), то что случится с моим имуществом здесь? Его арестуют”.

И давай дальше давить на жалость. Дескать, “все сотрудники "Нефтегаза", которые получили премию, сейчас ходят на допросы… Я в принципе никогда не храню больших денег здесь на счету именно по этой причине. Я понимаю, что по фактам, которые связаны с работой НАК, сейчас открыто огромное количество дел – у меня есть толстенная папка с этими делами, я их периодически листаю. Там и НАБУ, и прокуратура – все есть. Сами по себе эти расследования – нормальный процесс, я к этому отношусь спокойно. Но ни одно из этих дел не было закрыто, все они в подвешенном состоянии. И это создает существенный риск", – сказал Коболев.

Все ждала по ходу интервью, когда вместо “здесь” прозвучит слово “Украина”. Дождалась, когда шло размышление о том, где лучше держать деньги – там (на Западе) или здесь (в Украине). Сошлись на том, что в Украине нестабильно, поэтому лучше от греха подальше.

И, заметим, никакой меценатской романтики типа “отдать вдовам АТО, инвалидам Майдана, детям, сиротам, особо одаренным”. Такие утопические мысли в практичные головы менеджеров “Нефтегаза” просто не забредают. Деньги должны идти в семью. Точка.

Насчет допросов намек тоже прозрачен. Напомню, что после того, как наблюдательный совет НАК принял историческое решение выплатить 41 сотруднику компании премии на общую сумму более $46 млн. за то, что Стокгольмский арбитраж удовлетворил иск "Нефтегаза Украины" к "Газпрому" о недостаточных объемах транзита, возбудился премьер-министр Владимир Гройсман.

На прошлой неделе появился весьма пессимистический прогноз международного рейтингового агентства Fitch Ratings, опубликованный накануне анонсированного размещения”Нефтегазом” евробондов до $1 млрд. В прогнозе говорится, что “украинской компании вряд ли удастся получить с российского монополиста $2,56 млрд. в рамках арбитражного решения”

И написал письмо-обращение в наблюдательный совет НАК, мол, обеспокоен таким размером премий. Ему ответили, что иди… в Кабмин. Точнее, что не намерены пересматривать свое решение.

18 июня 2018 года Кабинет Министров ответным ударом запретил выплаты бонусов и вознаграждений менеджерам государственных компаний. А в начале июля Генеральная прокуратура по обращению, как я понимаю, премьера открыла уголовное производство по факту выплаты премий руководству в указанном выше беспредельном размере.

С тех пор премированных менеджеров тягают на допросы и пытаются выбить ответ: где, собственно, те самые $2,56 млрд. ($2,1 млрд. плюс проценты), которые Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма присудил Украине? Где они физически?

Ответить на этот вопрос никто не может, поскольку дело находится на судебном пересмотре, а это еще долго. Поэтому заявление руководства “Нефтегаза” о том, что на сегодня у “Газпрома” уже изъято $2,1 млрд. никто всерьез не воспринимает. Арестованные в обеспечение иска активы “Газпрома” в Швейцарии, Англии и Нидерландах никто отчуждать не даст. Пока нет окончательного решения.

Максимум, что пока удалось “перехватить” нашей стороне, это $18 млн. (два раза по $9 млн) – переплата российского монополиста за сверхплановый транзит газа. Ее “Нефтегаз” самовольно забирает в счет долга, без дополнительной санкции суда. Подозреваю, что россияне такой подход оспорят. Но даже, если $18 млн. останутся у нас, это два с половиной раза меньше $46-миллионной премии. Не говоря уже о виртуальных $2,56 млрд.

На прошлой неделе появился весьма пессимистический прогноз международного рейтингового агентства Fitch Ratings, опубликованный накануне анонсированного размещения”Нефтегазом” евробондов до $1 млрд. В прогнозе говорится, что “украинской компании вряд ли удастся получить с российского монополиста $2,56 млрд. в рамках арбитражного решения”. Именно поэтому аналитики Fitch “консервативно не учитывали” возможное получения данной суммы.

Западным экспертам еще памятен первый судебный процесс, когда "Нефтегаз" в июне 2014 года первым пошел жаловаться в арбитраж на несправедливые условия контракта-2009 с “Газпромом”. В частности на завышенную цену в $450 за тыс. куб. м, обязательства выкупать 52 млрд. куб. м газа в год по принципу “бери-или-плати” и запрет на реэкспорт российского газа. Тогда исковые требования потянули $18 млрд. В ответ "Газпром" выкатил $56 млрд. за уже поставленный газ и невыполнение обязательств по "бери-или-плати".

Судебное решение поставило стороны в позицию “ничья”. “Нефтегазу” велели заплатить “Газпрому” $2 млрд. за поставленный газ, а "Газпрому" запретили требовать с “Нефтегаза” плату за те объемы, который мы не получали. К тому же нам установили цену на спорный второй квартал 2014 года – $352 вместо $486,5 за тысячу кубов и обязали покупать 5 млрд. кубометров в год до истечения контракта.

Следующее решение Стокгольмского арбитража устанавливало новый взаимозачет: "Газпрому" велели доплатить "Нефтегазу" более $4,6 млрд. за недопоставленные объемы газа для транзита. Но одновременно суд подтверждал вышеупомянутый долг “Нефтегаза” на $2 млрд., который после пересмотра цены сократился до $1,85 млрд. В итоге “Газпром” завис нам тех денег, за которые Коболев со товарищи получили свои многомиллионные премии, не дожидаясь окончания всех судебных тяжб.

Пока “раздевание” российского газового монополиста происходит только на словах, мудрецы от “Нефтегаза” решили поскрести по сусекам у себя дома. А заодно наказать Гройсмана за то, что он придирался к их премиям.

Государственная фискальная служба потребовала от “Нефтегаза” свою долю: уплатить 16,3 млрд. грн НДС по выигранному компанией спору у “Газпрома” в Стокгольмском арбитраже. Ну, раз вы премии получили, то почему бы не заплатить налоги? И не важно, что выигрыша фактически нет, а $2,56 млрд. – виртуальные, в Украину они не зашли. Назвался груздем – полезай в кузовок!

И вот ход конем сделан: НАК "Нефтегаз Украины" подал в Хозяйственный суд Киева иск к Кабинету министров о возмещении убытков в размере 6,6 млрд. грн, возникших в четвертом квартале 2015 года из-за отказа правительства создать механизм и источники компенсации выполнения компанией специальных обязательств по поставке газа.

В целом руководство НАК на основе собственных неаудированных расчетов (проще говоря, никто не проверял, что они насчитали и на каком основании, – автор) оценивает сумму необходимой компенсации за период с 1 октября 2015 года по 30 июня 2018 года более чем в 102,9 млрд. грн.

Из этой суммы 80,8 млрд. грн составляет упущенная выручка "Укргазвыдобування", 7 млрд. грн связаны с формированием резервов по плохим долгам, а 5,1 млрд. грн – убытки. Откуда взялась цифра 6,6 млрд. грн никто объяснить не может. В соцсетях предполагают, что это упомянутые убытки 5,1 млрд. грн плюс потенциальная премия всем членам правления за выигранное дело.

Так как злобный Гройсман запретил выплаты бонусов госменеджерам, с него решили слупить хитро по суду. И хотя у Кабмина есть “смягчающее обстоятельство” – он ради кредита МВФ уже взвинтил цену на газ для населения с 1 ноября 2018 года на 23,5%, мальчики из “Нефтегаза” отступать не намерены.

В то время, пока идет подготовка к новой эпохальной битве в Стокгольмском арбитраже с “Газпромом” (сумма нового иска составляет $12 млрд. и превышает стоимость газопровода “Северный поток-2”) в “Нефтегазе” всерьез решили ощипать родное государство и его тощий бюджет.

Начали с малого – с 6,6 млрд. грн. Если дело пойдет, можно и до 102,9 млрд. грн. добраться. У государства таких денег, разумеется, нет. Но есть выход: договориться по бартеру закрыть все уголовные дела и отменить запрет Кабмина на премии. Мамам в Америке нужно помогать. А как же иначе?

P.S. Пока готовился материал ситуация стала еще забавнее. Стало известно, что Государственная фискальная служба потребовала от “Нефтегаза” свою долю: уплатить 16,3 млрд. грн НДС по выигранному компанией спору у “Газпрома” в Стокгольмском арбитраже. Ну, раз вы премии получили, то почему бы не заплатить налоги? И не важно, что выигрыша фактически нет, а $2,56 млрд. – виртуальные, в Украину они не зашли. Назвался груздем – полезай в кузовок!

“Нефтегаз” в свою очередь запросил выделение 230 млрд. грн из госбюджета на 2019 год “для успешного прохождения отопительных периодов 2018/2019 и 2019/2020, а также надлежащего выполнения компанией обязанностей для обеспечения общественных интересов во время функционирования рынка природного газа”. И попросил внести эту “хотелку” в проект бюджета на следующий год, за которым внимательно наблюдает МВФ. Если чуть поменяются параметры — транша не будет.

P.P.S. Какая же она все-таки забавная – война Кабмина с “Нефтегазом”!

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам